| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа деятельности школьного музея "Поиск"
Программа деятельности школьного музея «Родник» 1. Введение. Музей - специфический институт науки, культуры и образования. Он призван выполнять свои, присущие только ему функции. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями музея являются исследовательская, охранная, рекреационная, коммуникативная, проф. ориентационная и т.д. Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования. Больше 5-и лет в школе действует школьный музей, объединивший ребят - учащихся 1-8 классов и взрослых – учителей и выпускников школы, вокруг поисковой, краеведческой деятельности – важного средства приобщения к героической истории нашей малой Родины, к культуре и нравственным ценностям нашего народа. История музея начиналась с "Уголков боевой славы ", затем " Комнаты боевой славы " У истоков музейной комнаты стояли многие люди: ученики, учителя, ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла, без них музея не получилось бы. Профиль музея историко - краеведческий.
Школьный Музей «Родник» создан на базе школы в 2005 году, в ноябре, 2008 прошел паспортизацию (имеется свидетельство № 332). В процессе музейной деятельности школьники закаляются нравственно, учатся находить факты для отстаивания своей точки зрения, излагать логически материал, работать с архивными источниками, проявлять настойчивость, самостоятельность, силу воли, ответственность за выполнение задания, требовательность и дисциплинированность. Занятие: · требует преодоления трудностей, проявления силы воли, что отвечает потребностям растущей личности; · способствует осознанию и ощущению школьниками своей сопричастности с историей, с жизнью страны, с борьбой за мир, поскольку, открывая страницы подвигов, родниковцы сохраняют память, а это тоже оружие в борьбе за мир: чтобы предотвратить новую войну, надо помнить о прошлом; · дает возможность расширить круг общения школьников, что способствует формированию чувства гордости за принадлежность к коллективу своего объединения, своей школы, своего города, своей страны. Поисковая деятельность содержит элементы романтики, героики, что также привлекательно для подростков. Наконец, в ходе поисковой работы объединяются в единое целое другие виды деятельности: учебно-познавательная, общественно-полезная, шефская, эстетическая и др. под главной идеей: воспитать достойного гражданина Отчизны, будущего защитника России, патриота своей малой родины. «Родник» – это не вся школа, а лишь часть ученического коллектива и педагогов, работающих под девизом: «За все, что свято, мы на себя ответственность берем!». 2. Цели и задачи программы. 2.1 Цель: помочь каждому ребенку занять активную жизненную позицию в ходе экспедиционно-поисковой деятельности, в процессе познания и улучшения окружающего мира; стать достойным гражданином своей страны и малой родины. 2.2 Задачи: · способствовать развитию интереса у молодого поколения к изучению истории страны через практическое участие в работе школьного музея, шефстве над ветеранами войны и труда, в сохранении и увековечении памяти об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны; · утверждать в сознании и чувствах ребят уважение к традициям, культурному и историческому прошлому своей страны, своего села, своего района; · формировать у подростков и юношей позитивное отношение к Вооруженным Силам Отечества, готовности к службе в армии; · прививать школьникам чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации и исторических святынь Отечества; · создавать условия для самовыражения, самореализации каждого члена объединения через конкретные дела патриотической направленности; · использовать материалы научных центров, государственных и общественных музеев, экскурсионных бюро, детских и молодежных организаций, средств массовой информации в совместной работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. 3. Содержание программы. Работа ведется согласно положению о школьном музее по направлениям (подразделениям): 1. Экспозиционно-фондовое. 2. Экскурсионное. 3. Экспедиционно-поисковое. 4. Информационно-пропагандистское. 5. Научно-исследовательское. 6. Организационно-массовое. 7. Шефское. 3.1 Подразделение экспозиционно-фондовой работы: · заботится о сохранности фондов, их хранении и экспонировании; · проводит переучет основного и вспомогательного фондов; · оформляет справочную картотеку; · готовит новые экспозиции (в том числе подвижные, переносные); · подбирает наглядный материал для Уроков мужества. 3.2 Подразделение экскурсионной работы: · организует экскурсии по музею (обзорные и тематические); · собирает материал для новых экскурсий; · проводит беседы, устные журналы, мини-экскурсии непосредственно на местах, т. е. в классах, в группе продленного дня, · осуществляет помощь в проведении Уроков мужества; 3.3 Подразделение экспедиционно-поисковой работы: · ведет учет и обрабатывает материалы, найденные во время обработки информации; организует передачу ценных находок в фонд музея; · ведет работу с источниками описывающих период Великой Отечественной войны; · готовит отчеты в виде дневников, папок - «раскладушек», докладов, газет, фотоплакатов об итогах проведенных поисковых мероприятий и выступает перед учащимися и педагогическим коллективом школы. 3.4 Подразделение информационно-пропагандистской работы: · информирует педагогический и ученический коллективы, родительскую общественность через объявления, «молнии» о своих делах; · ведет летопись главных традиционных дел ДО «Родник»; · наглядно оформляет итоги поисковых экспедиций, других массовых дел и акций объединения. 3.5 Подразделение шефской работы: · посещение ветеранов войны и труда, вдов, с целью проведения шефской работы, записей воспоминаний, пополнения фондов музея; · проводит операции «Забота», «Долг», «Твори добро» и другие; · проводит конкурсы на лучшие рассказ, сочинение о ветеранах войны и труда, «Открытку ветерану», а также на лучшую организацию шефской работы; · организует тесное сотрудничество с советом ветеранов района и участниками Великой Отечественной войны, очевидцами исторических событий. 3.6 Подразделение научно-исследовательской работы помогает учащимся школы и ребятам из «Родника»: · готовить доклады, сообщения, рефераты по истории военных страниц Великой Отечественной при помощи учителей истории школы; · осуществлять исследовательскую, поисковую деятельность в библиотечных фондах в процессе работы над сообщениями, докладами, рефератами; · принимать участие в ежегодных конференциях научного общества старшеклассников. 3.7 Подразделение организационно-массовой работы: – участвуют в организации и проводят в школе: 1) Дни памяти; 2) Уроки мужества; 3) Конкурсы чтецов и викторины, посвященные Победе в Великой Отечественной войне; 4) месячник героико-патриотической и спортивно-массовой работы; 5) традиционные праздничные «Огоньки»: «Во фронтовой землянке» с участием ветеранов войны и труда; 6) выступления агитбригады; 7) ритуальную линейку «Поминальная свеча» и другие дела... – организует: 1) участие в смотре школьных музеев, конкурсах агитбригад, стенной печати и других делах; 2) экскурсии к памятным местам района и области; 4) участие в митинге у памятника погибшим воинам ВОВ и т.п.; 4. Механизм реализации программы. 4.1. В своей работе музей «Родник» руководствуется: 1) Конвенцией ООН о правах ребенка; 2) Конституцией Российской Федерации; 3) Гражданским кодексом РФ; 4) Федеральным законом РФ «Об общественных объединениях»; 5) Федеральным законом РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; 6) Законом РФ «Об образовании»; 7) Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 8) Письмом Министерства образования России от 15.12.02 г. «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»; 10) Государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010 год»; 11) Письмом Министерства образования России от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений»; 12) Материалами: · Всероссийской научно-практической конференции «Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии» (лето 2003 г.); · Межрегиональной научно-практической конференции «Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое и будущее России»; · второй Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (Москва, 14–15 ноября 2001 г.);
4.2 Школьный музей «Родник» осуществляет свою деятельность, в рамках средней школы тесно взаимодействуя с Советом ветеранов (в совет ветеранов входит от школы бывший учитель иностранного языка Аксенова Л.А.) г. Татарска, центром по делам молодёжи при администрации Татарского района; органом ученического самоуправления школы. 4.3. В работе музея «Родник» активное участие принимают педагогический коллектив, родительская общественность, так как военно-патриотическое воспитание в школе является одним из приоритетных. 4.4. В целях успешной реализации программы деятельности музея «Родник» используются активные формы работы, значимые для подростков и юношества, конкретные дела на пользу общества. 4.5. В целях овладения передовым опытом работы «Родник» сотрудничает с музеями других учебных заведений, проводит всеобуч актива. 5. Предполагаемые конечные результаты. 5.1 Осуществление настоящей Программы позволит: · продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе; · сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции; · отвлечь учащихся от противоправной деятельности; · заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую без духовность; · оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей; · создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.
АКТИВ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ МБОУ СОШ №4 «РОДНИК» Совет содействия: зам. директора по учебно-воспитательной работе, председатель родительского Совет музея: руководитель школьного музея, учитель изо и труда, члены актива музея. Совет учителей: руководитель м.о. классных руководителей, руководитель м.о. учителей начальных классов, учителя истории, географии. Рабочие группы: 1. Поиск и исследование: __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Архивариусы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Экскурсоводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Оформители: __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Программисты: __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Творческая группа: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ «Родник» на 20013-2017 гг.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата последнего обновления страницы 27.02.2024 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |