Программа деятельности школьного музея "Поиск"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Татарска

 

Программа деятельности школьного музея "Поиск"

 

Программа

деятельности  школьного  музея  «Родник»

1. Введение.

Музей - специфический институт науки, культуры и образования. Он призван выполнять свои, присущие только ему функции. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями музея являются исследовательская, охранная, рекреационная, коммуникативная, проф. ориентационная и т.д.
Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Больше  5-и лет  в школе действует школьный музей, объединивший ребят - учащихся 1-8 классов и взрослых – учителей и выпускников школы, вокруг поисковой, краеведческой деятельности – важного средства приобщения к  героической истории нашей малой  Родины, к культуре и нравственным ценностям нашего народа.

История музея начиналась с "Уголков боевой славы ", затем  " Комнаты боевой славы " У истоков музейной комнаты стояли многие люди: ученики, учителя, ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла, без них музея не получилось бы. Профиль музея историко - краеведческий. 

 

Школьный Музей «Родник» создан на базе школы в 2005 году, в ноябре, 2008 прошел  паспортизацию (имеется свидетельство № 332).  В процессе музейной  деятельности школьники закаляются нравственно, учатся находить факты для отстаивания своей точки зрения, излагать логически материал, работать с архивными источниками, проявлять настойчивость, самостоятельность, силу воли, ответственность за выполнение задания, требовательность и дисциплинированность.

Занятие:

·         требует преодоления трудностей, проявления силы воли, что отвечает потребностям растущей личности;

·         способствует осознанию и ощущению школьниками своей сопричастности с историей, с жизнью страны, с борьбой за мир, поскольку, открывая страницы подвигов, родниковцы сохраняют память, а это тоже оружие в борьбе за мир: чтобы предотвратить новую войну, надо помнить о прошлом;

·         дает возможность расширить круг общения школьников, что способствует формированию чувства гордости за принадлежность к коллективу своего объединения, своей школы, своего города, своей страны.

Поисковая деятельность содержит элементы романтики, героики, что также привлекательно для подростков.

Наконец, в ходе поисковой работы объединяются в единое целое другие виды деятельности: учебно-познавательная, общественно-полезная, шефская, эстетическая и др. под главной идеей: воспитать достойного гражданина Отчизны, будущего защитника России, патриота своей малой родины.

«Родник» – это не вся школа, а лишь часть ученического коллектива и педагогов, работающих под девизом: «За все, что свято, мы на себя ответственность берем!».

2. Цели и задачи программы.

2.1 Цель:

 помочь каждому ребенку занять активную жизненную позицию в ходе экспедиционно-поисковой деятельности, в процессе познания и улучшения окружающего мира; стать достойным гражданином своей страны и малой родины.

2.2 Задачи:

·         способствовать развитию интереса у молодого поколения к изучению истории страны через практическое участие в работе школьного музея, шефстве над ветеранами войны и труда, в сохранении и увековечении памяти об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны;

·         утверждать в сознании и чувствах ребят уважение к традициям, культурному и историческому прошлому своей страны, своего села, своего района;

·         формировать у подростков и юношей позитивное отношение к Вооруженным Силам Отечества, готовности к службе в армии;

·         прививать школьникам чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации и исторических святынь Отечества;

·         создавать условия для самовыражения, самореализации каждого члена объединения через конкретные дела патриотической направленности;

·         использовать материалы научных центров, государственных и обще­ственных музеев, экскурсионных бюро, детских и молодежных организаций, средств массовой информации в совместной работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

3. Содержание программы.

Работа ведется согласно положению о школьном музее по направлениям (подразделениям):

1. Экспозиционно-фондовое.

2. Экскурсионное.

3. Экспедиционно-поисковое.

4. Информационно-пропагандистское.

5. Научно-исследовательское.

6. Организационно-массовое.

7. Шефское.

3.1 Подразделение экспозиционно-фондовой работы:

·         заботится о сохранности фондов, их хранении и экспонировании;

·         проводит переучет основного и вспомогательного фондов;

·         оформляет справочную картотеку;

·         готовит новые экспозиции (в том числе подвижные, переносные);

·         подбирает наглядный материал для Уроков мужества.

3.2 Подразделение экскурсионной работы:

·         организует экскурсии по музею (обзорные и тематические);

·         собирает материал для новых экскурсий;

·         проводит беседы, устные журналы, мини-экскурсии непосредственно на местах, т. е. в классах, в группе продленного дня,

·         осуществляет помощь в проведении Уроков мужества;

3.3 Подразделение экспедиционно-поисковой работы:

·         ведет учет и обрабатывает материалы, найденные во время обработки информации; организует передачу ценных находок в фонд музея;

·         ведет работу с источниками описывающих период Великой Отечественной войны;

·         готовит отчеты в виде дневников, папок - «раскладушек», докладов, газет, фотоплакатов об итогах проведенных поисковых мероприятий и выступает перед учащимися и педагогическим коллективом школы.

3.4 Подразделение информационно-пропагандистской работы:

·         информирует педагогический и ученический коллективы, родительскую общественность через объявления, «молнии» о своих делах;

·         ведет летопись главных традиционных дел ДО «Родник»;

·         наглядно оформляет итоги поисковых экспедиций, других массовых дел и акций объединения.

3.5 Подразделение шефской работы:

·         посещение ветеранов войны и труда, вдов, с целью проведения шефской работы, записей воспоминаний, пополнения фондов музея;

·         проводит операции «Забота», «Долг», «Твори  добро» и другие;

·         проводит конкурсы на лучшие рассказ, сочинение о ветеранах войны и труда, «Открытку ветерану», а также на лучшую организацию шефской работы;

·         организует тесное сотрудничество с советом ветеранов района и участниками Великой Отечественной войны, очевидцами исторических событий.

3.6 Подразделение научно-исследовательской работы помогает учащимся школы и ребятам из «Родника»:

·         готовить доклады, сообщения, рефераты по истории военных страниц Великой Отечественной при помощи учителей истории школы;

·         осуществлять исследовательскую, поисковую деятельность в библиотечных фондах   в процессе работы над сообщениями, докладами, рефератами;

·         принимать участие в ежегодных конференциях научного общества старшеклассников.

3.7 Подразделение организационно-массовой работы:

– участвуют в организации и проводят в школе:

1) Дни памяти;

2) Уроки мужества;

3) Конкурсы чтецов и викторины, посвященные Победе в Великой Отечественной войне;

4) месячник героико-патриотической и спортивно-массовой работы;

5) традиционные праздничные «Огоньки»: «Во фронтовой землянке» с участием ветеранов войны и труда;

6) выступления агитбригады;

7) ритуальную линейку «Поминальная свеча» и другие дела...

– организует:

1) участие в смотре школьных музеев, конкурсах агитбригад, стенной печати и других делах;

2) экскурсии  к памятным местам района  и  области;

4) участие в митинге  у памятника погибшим воинам ВОВ и т.п.;

4. Механизм реализации программы.

4.1. В своей работе  музей  «Родник» руководствуется:

1) Конвенцией ООН о правах ребенка;

2) Конституцией Российской Федерации;

3) Гражданским кодексом РФ;

4) Федеральным законом РФ «Об общественных объединениях»;

5) Федеральным законом РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

6) Законом РФ «Об образовании»;

7) Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

8) Письмом Министерства образования России от 15.12.02 г. «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»;

10) Государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010 год»;

11) Письмом Министерства образования России от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений»;

12) Материалами:

·         Всероссийской научно-практической конференции «Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии» (лето 2003 г.);

·         Межрегиональной научно-практической конференции «Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое и будущее России»;

·         второй Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (Москва, 14–15 ноября 2001 г.);

 

4.2 Школьный музей «Родник» осуществляет свою деятельность, в рамках средней школы тесно взаимодействуя с  Советом  ветеранов (в совет ветеранов входит от школы бывший учитель иностранного языка Аксенова Л.А.)  г.  Татарска,  центром  по  делам  молодёжи  при  администрации Татарского  района; органом ученического самоуправления школы.

4.3. В работе музея «Родник» активное участие принимают педагогический коллектив, родительская общественность, так как военно-патриотическое воспитание в школе является одним из приоритетных.

4.4. В целях успешной реализации программы деятельности музея «Родник» используются активные формы работы, значимые для подростков и юношества,  конкретные дела на пользу общества.

4.5. В целях овладения передовым опытом работы «Родник» сотрудничает с музеями других учебных заведений, проводит всеобуч актива.

5. Предполагаемые конечные результаты.

5.1 Осуществление настоящей Программы позволит:

·         продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;

·         сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;

·         отвлечь учащихся от противоправной деятельности;

·         заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую без духовность;

·         оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;

·         создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.

 

 

АКТИВ  ШКОЛЬНОГО  МУЗЕЯ  МБОУ   СОШ №4 «РОДНИК»

Совет содействия:

зам. директора по учебно-воспитательной работе, председатель родительского
комитета школы, зам. директора по воспитательной работе, президент детского объединения

Совет музея:  руководитель школьного музея, учитель изо и  труда, члены актива музея.

Совет учителей:  руководитель м.о. классных руководителей, руководитель м.о. учителей начальных классов,  учителя истории, географии.

Рабочие группы:

1.      Поиск и исследование: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.      Архивариусы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.      Экскурсоводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.      Оформители: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.      Программисты: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.      Творческая группа:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  РАЗВИТИЯ  ШКОЛЬНОГО  МУЗЕЯ  «Родник»  на  20013-2017  гг.

 

 

 

 

Основные направления

2013 - 2014 у. г. г.

2014 - 2015 у г. г.

2015 - 2016 у г. г.

2016 - 2017 у г. г.

 

Работа с музейным фондом

1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.

2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.

3. Систематизация музейных предметов по разделам и темам.

4. Создание сборника нормативных актов и документов по деятельности музея.

5. Создание сборника  методических  материалов для  деятельности музея

 

6.  Начать  подготовку  к  празднованию  очередного  выпуска  средней  школы.

1. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.

2. Создание инвентарной книги поступлений предметов временного хранения.

3. Создание сборника материалов по ВОВойне.

4. Создание сборника материалов и рекомендаций в помощь классному руководителю.

5. Систематизация материалов рекомендательного характера по направлениям деятельности музея.

4. Подготовка  сменных  стендов,  посвящённых  празднованию  очередного выпуска  средней  школы

1.Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.

2. Поиск и сбор материалов о директорах школы, руководивших ею в разные годы.

3. Продолжение картотеки музейных предметов.

 

 

1. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.

2.Продолжение картотеки поступающих музейных предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поисковая, научно-исследовательская работа

1.Поиск адресов выпускников школы для оформления «Адресной книги».

2. Поиск адресов бывших учителей школы для организации переписки с ними и оформления «Адресной книги».

3. Поиск старожилов города, микрорайона

 встречи с ними, интервьюирование.

4.Поиск материалов и документов об истории города Татарска.

5.Исследование темы "История моего города»

 

6. Выступление на окружной научной  конференции с темой исследования.

7. Анкетирование "Что ты хотел бы видеть в школьном музее".

 

8. Начать  сбор  материала  для  создания  «Книги  Памяти» о  земляках  участниках  ВОВ

1.Расширить поиск и сбор информации о выпускниках школы.

 

2. Исследовать тему "История моего города»

3. Результаты исследования представить на окружной  научно-практической конференции..

4. Продолжить сбор информации о бывших учителях школы.

 

5.  Продолжить  реализацию  проекта  "История моего города»

 

 

6. Закончить  «Книгу  Памяти».

 

1.  Сдача  «Книги  Памяти»  в  печать .


2. Исследование темы "Моя родословная".

3.Организация проектной деятельности по созданию альманаха "Истоки".

4.  Продолжить  реализацию  проекта  «История моего города.

 

5.  Презентация  «Книги  Памяти»  на  вечере  «И  это  всё  о  вас…Портрет  одного  поколения»

 

6.  Начать сбор  материала  для  реализации  проекта  «Малую  родину  славим  трудом»

1.Продолжить  реализацию  проекта  «Малую  родину  славим  трудом»

 

 2. Участие в окружной научно-исследовательской конференции по презентации исследуемой темы

 

3. Продолжить  реализацию  проекта  «История моего города»

 

 

Экскурсионно-просветительская. Создание постоянных и передвижных экспозиций

1.Оборудование школьного музея витринами для размещения музейных предметов.

2.Создание постоянных экспозиций: "1941-1945", "Учитель, перед именем твоим", "Прозвенел звонок последний…", "Моя страна. Мой край. Мой город", "Успехи школы".

3.Создание временных экспозиций: "Герои ВОВ, мои земляки", ко Дню матери "Наши успехи",   "Символика России" ко Дню знаний и др.

4.Организация экскурсий в школьный музей к созданным экспозициям

 ( по графику).

5.Выездная экскурсия в краеведческий  музей  г. Татарска.

6. Экскурсия в областной краеведческий  музей 

1.Организовать экскурсию в областной краеведческий музей к экспозиции о Великой Отечественной войне.

2.Создать постоянную экспозицию "Поклонимся великим тем годам…", посвященную ВО войне.

3.Провести экскурсии к этой экспозиции для учащихся школы.

4. Пригласить ветеранов Вов на встречу, посвященную Великой Победе.


5. Провести слайдовую презентацию творческой группы музея по исследовательской работе.

7.Создать сайт в сети Интернет об истории школы и школьного музея.

1. Создание "музейного чемоданчика", организация "выездных" экскурсий для учеников начальной школы.

2. Организация выставок творческих работ ребят и учителей - 2 в течение года.

3. Оформление экспозиции о детских движениях «Вехи истории. Пионерия и до наших дней».

4.Организовать выездную экскурсию в технический музей под  открытым  небом  в  г.  Тольятти


5. Закончить экспозицию "География наших выпускников"

 

6.Обновить сайт в сети Интернет об истории школы и школьного музея.

1.Создать постоянную экспозицию "Малую  Родину  славим  трудом".

2. Закончить экспозицию «Вехи истории. Пионерия и до наших дней».

 

3.  Продолжить  работу  в  сети  Интернет  по  созданию  виртуального  музея  на  сайте  школы.

 

 

 

 

 

 

Развитие сетевого взаимодействия

1. Переговоры о сотрудничестве с музеями других школ, о совместном проекте летних образовательных модулей

 

1. Пригласить музееведов других школ в  наш музей и провести переговоры о сотрудничестве.

2. Провести экскурсии в музеи  области.

1. Заключить Соглашение о сотрудничестве с районным краеведческим музеем  г. Татарска

 

2. Заключить Соглашение о сотрудничестве с областным краеведческим музеем.


3.  Ознакомиться  с  деятельностью  других  музейных  комнат  через  сеть  Интернет

 

1. Продолжить начатое сотрудничество с музеями по Соглашениям.

2. Организовать взаимодействие с местными СМИ по открытию рубрики "Вести школьного музея" в Татарском  районе.

 

Организационная работа

1.Создание актива школы, разработка этапов его деятельности, распределение ролей.
2.Составление программы деятельности музея на перспективу.
3. Планирование работы музея на год, полугодие, месяц.
4. Участие в составлении программы подготовки и проведения 
очередного выпуска  средней  школы
5. Создание Советов: содействия, музея, учителей и классных  руководителей.
6. Создание рабочих групп по интересам, определение рода их деятельности.
8. Составление плана экскурсий по экспозициям.
9. Составление программы исследовательской деятельности.
10. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся и др.
11. Организация выставок творческих работ учеников и учителей школы, коллажей к общешкольным мероприятиям и т.д.
12. Организация конкурсов, игр, викторин, олимпиад и др.
13. Оснащение и оборудование школьного музея.
14. Составление памяток, рекомендаций, схем, графиков, буклетов  и т.д.

Результат реализации программы (прогнозы)

1. Создан школьный музей в соответствии с требованиями.
2. Реализация потребности детей в деятельности по интересам.
3. Самореализация ребят в дополнительном образовании, в выборе будущей профессиональной деятельности.
4. Более высокий уровень патриотизма к малой родине, влияющего на отношение к своей стране, своему народу.
5. Музей - центр воспитательной работы школы, дополнительного образования детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 27.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения