Виртуальная экскурсия Посвящённая 100-а летию А.И. Покрышкина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Татарска

 

Виртуальная экскурсия Посвящённая 100-а летию А.И. Покрышкина

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4.

Анкета для учащихся и учителей 

Виртуальная экскурсия

Посвящённая 100-а летию А.И. Покрышкина

 1 слайд: Александр Иванович Покрышкин

2 слайд: Наш земляк. Легендарный советский лётчик-ас, второй по результативности пилот-истребитель среди лётчиков стран Антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

 

Биография

Ранняя биография

3слайд: Покрышкин родился 6 марта 1913 г. в Новониколаевске (сейчас — Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Несмотря на то, что семья имела ограниченный достаток, и район был не самый благополучный, Покрышкин с детства много времени уделял учёбе.

Увлёкся авиацией в 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. После этого мечта стать лётчиком никогда не покидала его.

4-5 слайд: В 1928 году после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 году, несмотря на протесты отца, он покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев. Затем добровольно ушёл в армию и был направлен в авиационную школу. Его мечта, казалось, вот-вот осуществится. К несчастью, профиль училища был внезапно изменён, и учиться пришлось на авиационных механиков. На официальные запросы о переводе на лётное отделение приходил стандартный ответ «Советская авиация нуждается в техниках». Выпустившись в 1933 году из Пермской военно-технической школы (ул. Орджоникидзе, дом 12, на пересечении с Комсомольским проспектом), он быстро рос в должности. В декабре 1934 года стал старшим авиационным механиком 74-й пехотной дивизии. Он оставался в этой должности до ноября 1938 года. Во время этого периода стала выявляться его творческая натура: он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

В конце концов, Покрышкин добился своего, обманув начальство: во время отпуска зимой 1938 года он прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней. Это автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу. Даже не упаковав чемодан, он сел на поезд. Выпустился с высшими оценками в 1939 году и в звании старшего лейтенанта был распределён в 55 истребительный полк.

 

6 слайд: Участие в Великой Отечественной Войне

Он был в Молдавии в июне 1941, близко к границе, и его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Его первая воздушная схватка закончилась катастрофой: он подбил советский самолёт — лёгкий бомбардировщик Су-2 211-го бомбардировочного полка. Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит.

 

Он одержал свою первую победу над Bf-109, когда он и его ведомый проводили разведку. 3 июля, одержав ещё несколько побед, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть. Во время первых недель войны Покрышкин ясно увидел, как устарела советская военная доктрина, и начал понемногу заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ. Ему приходилось сражаться в крайне тяжёлых условиях постоянного отступления. Позже он говорил:

 

Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью.

 

Зимой 1941 Покрышкин, управляя МиГ-3, взлетел, несмотря на грязь и дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советской разведкой. После того как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, он был награждён Орденом Ленина.

 

7 слайд: Поздней зимой 1942 его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя «P-39N Аэрокобра». Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиадоктрины. Командир сфабриковал дело против Покрышкина в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его.

8 слайд: В январе 1943 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» Покрышкин сбил Bf-109. На следующий день 9 апреля он смог подтвердить ещё 2 из 7 сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943, звание майора ему было присвоено в июне.

 

В 1943 Покрышкин воевал на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства: такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.

 

В июле 1943 года Покрышкин присутствовал на Краснодарском процессе.

 

В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить лидера. Как он понял из опыта 1941—1942, подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943.

 

9 слайд: В феврале 1944 Покрышкин получил повышение и предложение небоевой работы — управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако, он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта. В июне 1944 Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией.

 

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

10 слайд: Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны. В течение 1941 года Покрышкиным были одержаны еще 15 официальных побед не вошедших в его общий счет. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолеты все равно пойдут в общий счет Победы. Кроме того, неофициальный список его побед (как и всех пилотов РККА) может быть значительно больше, так как в Приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения летного состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков» от 19 августа 1941 года говорилось следующее:

 

На совещании в Штабе Воздушной армии, которое проходило после напряженных боев на Кубани, Покрышкин выступил с критикой этого приказа:

 

На что командующий армией Вершинин, Константин Андреевич ответил:

 

Впоследствии, в приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 г. эти замечания были учтены:

 

Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счета подчиненных (в основном ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространенным явлением.

 

В полку, под командованием А. И. Покрышкина, служили и другие прославленные лётчики, в том числе Герой Советского Союза Н. М. Искрин.

 

Бортовой номер первой «Аэрокобры» был 13, на следующем самолете бортовой был трехзначный, но в качестве позывного непроизносимый, поэтому Покрышкин взял позывной 100. У его ведомого, Георгия Голубева был номер 55.

 

11 слайд: Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.

 

12 слайд: Послевоенная биография

В 1953 году летчика Александра Покрышкина произвели в генералы авиации. С 1968 по 1972 год занимал пост заместителя главнокомандующего войсками ПВО государства.

 

С 1972 по 1981 год находился на должности председателя ДОСААФ.

 

13 слайд: В Новосибирске:

бронзовый бюст в Новосибирске (Красный проспект)

в 2000 году именем маршала Покрышкина была названа новая станция Новосибирского метрополитена

улица Покрышкина, названная так постановлением мэра Новосибирска от 2 июля 2001 года

С 1994 года в Новосибирском техникуме металлургии и машиностроения существует музей, посвященный А. И. Покрышкину

Имя А. И. Покрышкина в 1980 году присвоено профессиональному училищу № 2 (с 2010 года — Новосибирский техникум металлургии и машиностроения).

Почётный гражданин Новосибирска

 

14 слайд: Знаменитый летчик ушел из жизни 13 ноября 1985 года. Покрышкин был похоронен в Москве (Новодевичье кладбище).

 

 Награды

Трижды Герой Советского Союза (24.05.1943 — медаль № 993; 24.08.1943 — медаль № 10; 19.08.1944 — медаль № 1).

 

Награждён орденами:

6 орденами Ленина (22.12.1941 — № 7086; 24.05.1943 — № 9600; 6.03.1963 — № 124904; 21.10.1967 — № 344099; 21.02.1978 — № 429973; 5.03.1983 — № 400362);

орденом Октябрьской Революции (5.03.1973 — № 1793);

4 орденами Красного Знамени (22.04.1943 — № 66983; 18.07.1943 — № 8305/2; 24.12.1943 — № 448/3; 20.04.1953 — № 1392/4);

2 орденами Суворова 2-й степени(6.04.1945 — № 1484; 29.05.1945 — № 1662);

орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 — № 537850);

2 орденами Красной Звезды (6.11.1947 — № 2762070; 4.06.1955 — № 3341640);

орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975 — № 0039);

 

Медалями:

«За боевые заслуги» (3.11.1944);

«За оборону Кавказа» (1.05.1944);

«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (9.05.1945);

«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (6.06.1945);

«За освобождение Праги» (9.06.1945);

«За взятие Берлина» (9.06.1945);

«XXX лет Советской Армии и Флота» (22.02.1948);

«В память 800-летия Москвы» (7.04.1951);

«40 лет Вооруженных Сил СССР» (18.12.1957);

«За освоение целинных земель» (5.11.1964);

«Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (7.05.1965);

«50 лет Вооруженных Сил СССР» (26.12.1967);

«За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (20.04.1970);

«Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (25.04.1975);

«60 лет Вооруженных Сил СССР» (28.01.1978);

«За укрепление боевого содружества» (31.05.1980);

«В память 1500-летия Киева» (17.05.1982); «Ветеран Вооруженных Сил СССР» (30.04.1984);

«Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (12.04.1985);

 

Иностранными наградами:

медалью «За выдающиеся заслуги» (США);

орденом Народной Республики Болгария 1 степени (НРБ);

орденами Тудора Владимиреску 2-й и 3-й степени (СРР);

орденом Карла Маркса (ГДР);

Кавалер ордена «Виртути Милитари» (ПНР);

Кавалер ордена «Возрождение Польши» (ПНР);

орденом Сухэ Батора (МНР);

орденом Красного Знамени (МНР).

 

Почётный гражданин городов: Мариуполь, Новосибирск, Бельцы, и др.

 Память

 

В Перми:

мемориальная доска на бывшей школе авиатехников (ул. Орджоникидзе, 12), в которой он учился. Установлена в 1990 году, пропала в 2003, восстановлена с гипсового слепка в 2008 году.

 

В Москве:

бюст на надгробии на Новодевичьем кладбище

бюст в Зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве (2002 год)

мемориальная доска на доме по улице Большая Бронная, 19, где жил Покрышкин (ск. М.В.Переяславец, арх. А.П.Семёнов, открыта 7.5.1987)

мемориальная доска на доме на Волоколамском шоссе, 88, стр. 8

Улица Покрышкина в районе метро «Юго-Западная»

 

В Новосибирске:

бронзовый бюст в Новосибирске (Красный проспект)

в 2000 году именем маршала Покрышкина была названа новая станция Новосибирского метрополитена

улица Покрышкина, названная так постановлением мэра Новосибирска от 2 июля 2001 года

С 1994 года в Новосибирском техникуме металлургии и машиностроения существует музей, посвященный А. И. Покрышкину

Имя А. И. Покрышкина в 1980 году присвоено профессиональному училищу № 2 (с 2010 года — Новосибирский техникум металлургии и машиностроения).

Почётный гражданин Новосибирска

 

В Краснодаре:

Улица имени Покрышкина в Краснодаре

памятник в Краснодаре в микрорайоне им. Жукова (Энка)

 

Во Ржеве:

мемориальная доска в Ржевском авиагарнизоне, которым в 1950-е годы командовал А. И. Покрышкин

Площадь имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина

мемориальная табличка на аллее Героев

почётный гражданин Ржева

 

На Украине:

Улица имени Покрышкина в г. Свердловск, Луганская область

Улица имени Покрышкина в г. Мариуполь, Донецкая область

 

А также:

его именем назван 689-й гвардейский Сандомирский, Ордена Александра Невского истребительный авиационный полк имени А. И. Покрышкина (входит в состав Балтийского флота)

бюст на аэродроме «Широкое» под Запорожьем

пионерский лагерь им. Покрышкина (Аэрокосмического объединения «Полёт», научно производственное объединение «завод им. Баранова») в Омской области (курортная зона Чернолучье)

в Киеве, на доме, в котором он жил в 1968 году (ул. Грушевского, 34а), установлен памятный знак

почётный гражданин Мариуполя.

В школе № 20 г. Кирова существует музей А. И. Покрышкина.

его именем названа малая планета № 3348, открытая советским астрономом Н. И. Черных.

в 1985 году Киевскому высшему инженерному радио-техническому училищу ПВО ВС СССР присвоено почетное звание имени маршала авиации Покрышкина А. И.

 

Сочинения

Газета «Крылья Советов», статья «Атака большой группы бомбардировщиков противника».

Газета «Сталинский сокол», 9 февраля 1944 г. Статья «Чему учит опыт».

Журнал «Вестник воздушного флота», 1953, № 5. Статья «Воздушные бои над Кубанью».

Твоя почётная обязанность. — М., 1976.

Познать себя в бою. — М.: Центрполиграф, 2007. — ISBN 978-5-9524-3120-1, 5-9524-3789-0 (Издание без купюр)

Бой требует мысли. — Новосибирск: АВИОН, 1998.

Покрышкин А. И. Тактика истребительной авиации. — Новосибирск, Издательский Дом «Сибирская горница», 1999, 392 с, ил. ISBN-5-900152-14-6

 

 

Дата последнего обновления страницы 27.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения