Программа
деятельности школьного музея «Родник»
1. Введение.
Музей - специфический институт науки, культуры и образования. Он призван выполнять свои, присущие только ему функции. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями музея являются исследовательская, охранная, рекреационная, коммуникативная, проф. ориентационная и т.д.
Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения.
Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Больше 5-и лет в школе действует школьный музей, объединивший ребят - учащихся 1-8 классов и взрослых – учителей и выпускников школы, вокруг поисковой, краеведческой деятельности – важного средства приобщения к героической истории нашей малой Родины, к культуре и нравственным ценностям нашего народа.
История музея начиналась с "Уголков боевой славы ", затем " Комнаты боевой славы " У истоков музейной комнаты стояли многие люди: ученики, учителя, ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла, без них музея не получилось бы. Профиль музея историко - краеведческий.
Школьный Музей «Родник» создан на базе школы в 2005 году, в ноябре, 2008 прошел паспортизацию (имеется свидетельство № 332). В процессе музейной деятельности школьники закаляются нравственно, учатся находить факты для отстаивания своей точки зрения, излагать логически материал, работать с архивными источниками, проявлять настойчивость, самостоятельность, силу воли, ответственность за выполнение задания, требовательность и дисциплинированность.
Занятие:
· требует преодоления трудностей, проявления силы воли, что отвечает потребностям растущей личности;
· способствует осознанию и ощущению школьниками своей сопричастности с историей, с жизнью страны, с борьбой за мир, поскольку, открывая страницы подвигов, родниковцы сохраняют память, а это тоже оружие в борьбе за мир: чтобы предотвратить новую войну, надо помнить о прошлом;
· дает возможность расширить круг общения школьников, что способствует формированию чувства гордости за принадлежность к коллективу своего объединения, своей школы, своего города, своей страны.
Поисковая деятельность содержит элементы романтики, героики, что также привлекательно для подростков.
Наконец, в ходе поисковой работы объединяются в единое целое другие виды деятельности: учебно-познавательная, общественно-полезная, шефская, эстетическая и др. под главной идеей: воспитать достойного гражданина Отчизны, будущего защитника России, патриота своей малой родины.
«Родник» – это не вся школа, а лишь часть ученического коллектива и педагогов, работающих под девизом: «За все, что свято, мы на себя ответственность берем!».
2. Цели и задачи программы.
2.1 Цель:
помочь каждому ребенку занять активную жизненную позицию в ходе экспедиционно-поисковой деятельности, в процессе познания и улучшения окружающего мира; стать достойным гражданином своей страны и малой родины.
2.2 Задачи:
· способствовать развитию интереса у молодого поколения к изучению истории страны через практическое участие в работе школьного музея, шефстве над ветеранами войны и труда, в сохранении и увековечении памяти об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны;
· утверждать в сознании и чувствах ребят уважение к традициям, культурному и историческому прошлому своей страны, своего села, своего района;
· формировать у подростков и юношей позитивное отношение к Вооруженным Силам Отечества, готовности к службе в армии;
· прививать школьникам чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации и исторических святынь Отечества;
· создавать условия для самовыражения, самореализации каждого члена объединения через конкретные дела патриотической направленности;
· использовать материалы научных центров, государственных и общественных музеев, экскурсионных бюро, детских и молодежных организаций, средств массовой информации в совместной работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
3. Содержание программы.
Работа ведется согласно положению о школьном музее по направлениям (подразделениям):
1. Экспозиционно-фондовое.
2. Экскурсионное.
3. Экспедиционно-поисковое.
4. Информационно-пропагандистское.
5. Научно-исследовательское.
6. Организационно-массовое.
7. Шефское.
3.1 Подразделение экспозиционно-фондовой работы:
· заботится о сохранности фондов, их хранении и экспонировании;
· проводит переучет основного и вспомогательного фондов;
· оформляет справочную картотеку;
· готовит новые экспозиции (в том числе подвижные, переносные);
· подбирает наглядный материал для Уроков мужества.
3.2 Подразделение экскурсионной работы:
· организует экскурсии по музею (обзорные и тематические);
· собирает материал для новых экскурсий;
· проводит беседы, устные журналы, мини-экскурсии непосредственно на местах, т. е. в классах, в группе продленного дня,
· осуществляет помощь в проведении Уроков мужества;
3.3 Подразделение экспедиционно-поисковой работы:
· ведет учет и обрабатывает материалы, найденные во время обработки информации; организует передачу ценных находок в фонд музея;
· ведет работу с источниками описывающих период Великой Отечественной войны;
· готовит отчеты в виде дневников, папок - «раскладушек», докладов, газет, фотоплакатов об итогах проведенных поисковых мероприятий и выступает перед учащимися и педагогическим коллективом школы.
3.4 Подразделение информационно-пропагандистской работы:
· информирует педагогический и ученический коллективы, родительскую общественность через объявления, «молнии» о своих делах;
· ведет летопись главных традиционных дел ДО «Родник»;
· наглядно оформляет итоги поисковых экспедиций, других массовых дел и акций объединения.
3.5 Подразделение шефской работы:
· посещение ветеранов войны и труда, вдов, с целью проведения шефской работы, записей воспоминаний, пополнения фондов музея;
· проводит операции «Забота», «Долг», «Твори добро» и другие;
· проводит конкурсы на лучшие рассказ, сочинение о ветеранах войны и труда, «Открытку ветерану», а также на лучшую организацию шефской работы;
· организует тесное сотрудничество с советом ветеранов района и участниками Великой Отечественной войны, очевидцами исторических событий.
3.6 Подразделение научно-исследовательской работы помогает учащимся школы и ребятам из «Родника»:
· готовить доклады, сообщения, рефераты по истории военных страниц Великой Отечественной при помощи учителей истории школы;
· осуществлять исследовательскую, поисковую деятельность в библиотечных фондах в процессе работы над сообщениями, докладами, рефератами;
· принимать участие в ежегодных конференциях научного общества старшеклассников.
3.7 Подразделение организационно-массовой работы:
– участвуют в организации и проводят в школе:
1) Дни памяти;
2) Уроки мужества;
3) Конкурсы чтецов и викторины, посвященные Победе в Великой Отечественной войне;
4) месячник героико-патриотической и спортивно-массовой работы;
5) традиционные праздничные «Огоньки»: «Во фронтовой землянке» с участием ветеранов войны и труда;
6) выступления агитбригады;
7) ритуальную линейку «Поминальная свеча» и другие дела...
– организует:
1) участие в смотре школьных музеев, конкурсах агитбригад, стенной печати и других делах;
2) экскурсии к памятным местам района и области;
4) участие в митинге у памятника погибшим воинам ВОВ и т.п.;
4. Механизм реализации программы.
4.1. В своей работе музей «Родник» руководствуется:
1) Конвенцией ООН о правах ребенка;
2) Конституцией Российской Федерации;
3) Гражданским кодексом РФ;
4) Федеральным законом РФ «Об общественных объединениях»;
5) Федеральным законом РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
6) Законом РФ «Об образовании»;
7) Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
8) Письмом Министерства образования России от 15.12.02 г. «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»;
10) Государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010 год»;
11) Письмом Министерства образования России от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений»;
12) Материалами:
· Всероссийской научно-практической конференции «Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии» (лето 2003 г.);
· Межрегиональной научно-практической конференции «Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое и будущее России»;
· второй Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (Москва, 14–15 ноября 2001 г.);
4.2 Школьный музей «Родник» осуществляет свою деятельность, в рамках средней школы тесно взаимодействуя с Советом ветеранов (в совет ветеранов входит от школы бывший учитель иностранного языка Аксенова Л.А.) г. Татарска, центром по делам молодёжи при администрации Татарского района; органом ученического самоуправления школы.
4.3. В работе музея «Родник» активное участие принимают педагогический коллектив, родительская общественность, так как военно-патриотическое воспитание в школе является одним из приоритетных.
4.4. В целях успешной реализации программы деятельности музея «Родник» используются активные формы работы, значимые для подростков и юношества, конкретные дела на пользу общества.
4.5. В целях овладения передовым опытом работы «Родник» сотрудничает с музеями других учебных заведений, проводит всеобуч актива.
5. Предполагаемые конечные результаты.
5.1 Осуществление настоящей Программы позволит:
· продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;
· сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
· отвлечь учащихся от противоправной деятельности;
· заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую без духовность;
· оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
· создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.
АКТИВ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ МБОУ СОШ №4 «РОДНИК»
Совет содействия:
зам. директора по учебно-воспитательной работе, председатель родительского
комитета школы, зам. директора по воспитательной работе, президент детского объединения
Совет музея: руководитель школьного музея, учитель изо и труда, члены актива музея.
Совет учителей: руководитель м.о. классных руководителей, руководитель м.о. учителей начальных классов, учителя истории, географии.
Рабочие группы:
1. Поиск и исследование: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Архивариусы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Экскурсоводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Оформители: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Программисты: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Творческая группа:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ «Родник» на 20013-2017 гг.
|
| ||||||
|
Основные направления |
2013 - 2014 у. г. г. |
2014 - 2015 у г. г. |
2015 - 2016 у г. г. |
2016 - 2017 у г. г. |
| |
Работа с музейным фондом |
1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов. 2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение. 3. Систематизация музейных предметов по разделам и темам. 4. Создание сборника нормативных актов и документов по деятельности музея. 5. Создание сборника методических материалов для деятельности музея
6. Начать подготовку к празднованию очередного выпуска средней школы. |
1. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. 2. Создание инвентарной книги поступлений предметов временного хранения. 3. Создание сборника материалов по ВОВойне. 4. Создание сборника материалов и рекомендаций в помощь классному руководителю. 5. Систематизация материалов рекомендательного характера по направлениям деятельности музея. 4. Подготовка сменных стендов, посвящённых празднованию очередного выпуска средней школы |
1.Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. 2. Поиск и сбор материалов о директорах школы, руководивших ею в разные годы. 3. Продолжение картотеки музейных предметов.
|
1. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. 2.Продолжение картотеки поступающих музейных предметов | |||
Поисковая, научно-исследовательская работа |
1.Поиск адресов выпускников школы для оформления «Адресной книги». 2. Поиск адресов бывших учителей школы для организации переписки с ними и оформления «Адресной книги». 3. Поиск старожилов города, микрорайона встречи с ними, интервьюирование. 4.Поиск материалов и документов об истории города Татарска. 5.Исследование темы "История моего города»
6. Выступление на окружной научной конференции с темой исследования. 7. Анкетирование "Что ты хотел бы видеть в школьном музее".
8. Начать сбор материала для создания «Книги Памяти» о земляках участниках ВОВ |
1.Расширить поиск и сбор информации о выпускниках школы.
2. Исследовать тему "История моего города» 3. Результаты исследования представить на окружной научно-практической конференции.. 4. Продолжить сбор информации о бывших учителях школы.
5. Продолжить реализацию проекта "История моего города»
6. Закончить «Книгу Памяти».
|
1. Сдача «Книги Памяти» в печать .
3.Организация проектной деятельности по созданию альманаха "Истоки". 4. Продолжить реализацию проекта «История моего города.
5. Презентация «Книги Памяти» на вечере «И это всё о вас…Портрет одного поколения»
6. Начать сбор материала для реализации проекта «Малую родину славим трудом» |
1.Продолжить реализацию проекта «Малую родину славим трудом»
2. Участие в окружной научно-исследовательской конференции по презентации исследуемой темы
3. Продолжить реализацию проекта «История моего города»
| |||
Экскурсионно-просветительская. Создание постоянных и передвижных экспозиций |
1.Оборудование школьного музея витринами для размещения музейных предметов. 2.Создание постоянных экспозиций: "1941-1945", "Учитель, перед именем твоим", "Прозвенел звонок последний…", "Моя страна. Мой край. Мой город", "Успехи школы". 3.Создание временных экспозиций: "Герои ВОВ, мои земляки", ко Дню матери "Наши успехи", "Символика России" ко Дню знаний и др. 4.Организация экскурсий в школьный музей к созданным экспозициям ( по графику). 5.Выездная экскурсия в краеведческий музей г. Татарска. 6. Экскурсия в областной краеведческий музей |
1.Организовать экскурсию в областной краеведческий музей к экспозиции о Великой Отечественной войне. 2.Создать постоянную экспозицию "Поклонимся великим тем годам…", посвященную ВО войне. 3.Провести экскурсии к этой экспозиции для учащихся школы. 4. Пригласить ветеранов Вов на встречу, посвященную Великой Победе.
7.Создать сайт в сети Интернет об истории школы и школьного музея. |
1. Создание "музейного чемоданчика", организация "выездных" экскурсий для учеников начальной школы. 2. Организация выставок творческих работ ребят и учителей - 2 в течение года. 3. Оформление экспозиции о детских движениях «Вехи истории. Пионерия и до наших дней». 4.Организовать выездную экскурсию в технический музей под открытым небом в г. Тольятти
6.Обновить сайт в сети Интернет об истории школы и школьного музея. |
1.Создать постоянную экспозицию "Малую Родину славим трудом". 2. Закончить экспозицию «Вехи истории. Пионерия и до наших дней».
3. Продолжить работу в сети Интернет по созданию виртуального музея на сайте школы. | |||
Развитие сетевого взаимодействия |
1. Переговоры о сотрудничестве с музеями других школ, о совместном проекте летних образовательных модулей
|
1. Пригласить музееведов других школ в наш музей и провести переговоры о сотрудничестве. 2. Провести экскурсии в музеи области. |
1. Заключить Соглашение о сотрудничестве с районным краеведческим музеем г. Татарска
2. Заключить Соглашение о сотрудничестве с областным краеведческим музеем.
|
1. Продолжить начатое сотрудничество с музеями по Соглашениям. 2. Организовать взаимодействие с местными СМИ по открытию рубрики "Вести школьного музея" в Татарском районе. | |||
Организационная работа 1.Создание актива школы, разработка этапов его деятельности, распределение ролей. Результат реализации программы (прогнозы) 1. Создан школьный музей в соответствии с требованиями. |
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|